Представитель ЛУКОЙЛа сумму сделки не комментирует.
Блок энергетиков и экономистов
Прошлое некоторых управляющих AMIC связано с OMV — крупнейшей в Центральной Европе нефтяной компании. Управляющий директор AMIC Energy Management Гюнтер Майер начинал карьеру в OMV специалистом, а затем стал начальником отдела возобновляемой энергии (в ноябре 2011 года ушел из компании). Сейчас бизнесмен занят в нескольких проектах и преподает студентам Университета Верхней Австрии.
Председателем наблюдательного совета AMIC Energy Management является известный австрийский политик-социалист Вольфганг Руттеншторфер, который с 1992 года работал в руководстве OMV. В 1997—1999 годах он занимал должность замминистра финансов Австрии, а с 2002 по 2011 год был председателем правления OMV. Нынешний глава концерна Герхард Ройсс был его заместителем. После ухода с поста руководителя OMV, в мае 2012 года, Руттеншторфер вошел в совет директоров сербской нефтяной компании NIS (56% принадлежит «Газпром нефти», 30% — сербскому правительству).
AMIC Energy Holdings владеют три австрийских бизнесмена: 50% — у Йоханна Клецль-Норберга, 40% — у Манфреда Кунце и 10% — у Хайнца Зернетца.
Йоханн Клецль-Норберг — венский юрист, член совета директоров македонского банка Eurostandard Bank A.D. Кроме того, он входит в наблюдательный совет австрийской Heinzel Group — компании по производству бумаги и целлюлозы.
Манфред Кунце входит в советы директоров Renault-Austria и банка Societe Generale, владеет консалтинговым бизнесом. Можно назвать его специалистом по розничным продажам топлива: в 2002 году он работал в «группе санирования» сети АЗС австрийской компании Avanti. Как отмечает австрийская газета Kurier, «если раньше Кунце организовывал бизнес бензоколонок, то теперь он получил шанс стать их совладельцем». А Хайнц Зернетц — с 1986 года топ-менеджер банка Raiffeisen.
Накладные заправки
Через несколько дней после объявления о готовящейся сделке по продаже украинских активов ЛУКОЙЛ заявил, что намерен избавиться и от других розничных активов — сети автозаправок в Чехии, Словакии и Венгрии. Такое соглашение российская компания заключила с MOL Plc. и Norm Benzinkút. Сумма этой сделки также не разглашается, но эксперты оценили ее в $80—130 млн (без учета возможных долгов и обязательств).
«Максимальная оценка каждой такой автозаправочной станции — $1 млн», — говорит аналитик Газпромбанка Александр Назаров. По его словам, такая сумма для ЛУКОЙЛа незначительна. В 2006 году за 376 автозаправок в Европе ЛУКОЙЛ заплатил $400 млн. Тогда туда вошли активы в Бельгии, Польше, Чехии, Финляндии, Венгрии и Словакии, поясняет аналитик «ВТБ Капитала» Александр Донской.
Он предположил, что действия ЛУКОЙЛа укладываются в его стратегию по оптимизации розничного бизнеса. «По нашим оценкам, на бизнес нефтяной компании в Венгрии, Чехии и Словакии приходится 4% от международной выручки розничной продукции и 0,3% — от общего объема доходов», — сказал он. Розничный бизнес в Европе имеет более низкую маржу, чем в России, резюмируют эксперты.
О том же говорит и источник в ЛУКОЙЛе. В сфере сбыта нефтепродуктов в Европе крайне высоки логистические расходы — то есть компании выгодно содержать АЗС там, где у нее есть НПЗ, объяснил он. Сейчас компания занимается разработкой стратегии поведения в условиях санкций, но продажа этих зарубежных активов в ее положения не входит.
|