В субботу Россия продемонстрировала свой возросший экономический и культурный статус: в Москве впервые за 70 с лишним лет для 160 слушателей зазвучал самый дорогой музыкальный инструмент в мире.
Юрист Максим Викторов пригласил сливки московского общества на частный концерт в Доме Пашкова, чтобы похвастаться скрипкой работы Гварнери дель Джезу, которую он приобрел в феврале на аукционе Sotheby's за рекордные 3,9 млн долларов (почти 2 млн фунтов).
Израильский виртуоз Пинхас Цукерман играл Баха, Моцарта и Бруха, а аккомпанировал ему оркестр Большого театра. "Прежде чем купить инструмент, я попробовал на нем немного поиграть, еще в Лондоне, - рассказал 35-летний Викторов, которые собирает скрипки и любит играть вместе со своей женой Анастасией, которая аккомпанирует ему на фортепьяно. - Но с тех пор мне не представилось случая к ней прикоснуться. Этот инструмент не терпит суеты. Я хочу, чтобы первым на ней сыграл маэстро, который живет своим творчеством, чтобы скрипка почувствовала, что ей воздаются почести, которых она достойна. Может быть, потом я соберусь с силами и сам на ней поиграю, ведь это мощный источник энергии".
Скрипки работы Джузеппе Гварнери дель Джезу (1698-1745) ценятся еще выше, чем инструменты, созданные Антонио Страдивари, который, как и Гварнери, работал в Кремоне. Скрипка, которую приобрел Викторов, была сделана в 1741 году и позднее принадлежала Анри Вьетану, композитору и гениальному скрипачу из Бельгии, который служил солистом при дворе царя Александра II.
В воскресенье вечером концерт должен был быть сыгран для более широкой публики в московской Консерватории. А в субботу после ля-минорного Скрипичного концерта Баха аплодировали спокойно, после Концерта номер 5 Моцарта - вяло, зато, как только прозвучали последние ноты знакомого всем бравурного соль-минорного Концерта для скрипки Макса Бруха, в зале зазвучали значительно более активные аплодисменты, и Цукермана трижды вызывали на бис. Однако, несмотря на продемонстрированное им виртуозное владение почтенным инструментом, криков "браво" было почти не слышно, - что и говорить о бурных аплодисментах.
Говоря об относительном упадке Москвы как культурного центра в бурные 1990-е, Викторов заметил: "Нам необходимо снова набирать силу, чтобы сюда регулярно приезжали лучшие в мире артисты. Современная Россия - это не только нефть и газ. Это еще и культура".
Предыстория
Скрипки работы Джузеппе Гварнери (дель Джезу) - большая редкость, чем инструменты Антонио Страдивари, поскольку их осталось всего около 150 штук, в то время как произведений Страдивари - порядка 600. Викторов относит себя к ценителям скрипок дель Джезу, поскольку у них, по его словам, более глубокий звук. Пинхас Цукерман обычно играет только на своем собственном инструменте, тоже работы дель Джезу, сделанном в 1742 году.
"У меня не было уверенности, что он согласится сыграть на моей скрипке, - рассказывает Викторов. - Но он взял ее в руки, семь секунд поиграл и потом сказал, что в последний раз такое чувство у него было, когда он впервые прикоснулся к своей собственной скрипке". Оба инструмента сделаны с интервалом в год из одной и той же породы дерева. "Они сестры, - говорит Викторов. - И более 250 лет спустя они снова встретились в Москве".
|